Литературных источников, рассказывающих о человеке и краеведе Петре Васильевиче Копытове, нет. Но существуют его воспоминания о гражданской войне. И есть его труд - книга "Павловску - 200 лет". Кроме того, о нем можно судить по отрывочным воспоминаниям знавших его людей и родственников. Как о краеведе Копытова упоминают в своих работах В.И.Казанцев и М.А. Демин.
Родился Петр Васильевич 30 декабря 1913 года в крестьянской семье. Матери маленький Петр практически не помнил, так как она умерла сразу же после рождения младшего брата Павла. После ее смерти в семье появилась мачеха, но и ее он тоже не запомнил, так как вскоре умер отец, а она отказывается от малолеток. В этот момент дядя Николай уже жил в Осинниках и имел большую семью, а тетя Евдокия все так же находилась в прислугах и не имела своего дома. Пока они решали, как быть с братьями (о сестре Марии пока нет никаких данных, кроме того, что она жила в семье во время переписи), тем надоела неопределенность, и они сбежали в Барнаул. Там прижились среди себе подобных в Дунькиной роще, которая находилась на территории нынешнего Алтайского государственного технического университета. Как вспоминал Владимир Петрович, сын Петра Васильевича, в середине шестидесятых годов он учился в Алтайском политехническом институте, отец прекрасно помнил, что и где тогда происходило, и показывал ему эти места.
Но, как известно, в середине двадцатых годов Советская власть объявила о борьбе с беспризорностью. Братьев поймали и отправили в детский дом по месту жительства. Так они оказались в районе нынешнего села Чернопятово. В те годы именно там находился детский дом. Но через год руководство детского дома разделило братьев: младшего оставили в Чернопятове, а старшего Петра отправили в Барнаул. И теперь ему уже пришлось из Барнаула бежать в Павловск.
Детский дом
Детский дом не только давал приют вот таким беспризорным, как маленький Петр, он же и позволял учиться в школе. Сначала Петр закончил три класса Бродковской школы (с. Павловск), а потом был переведен как лучший ученик в Павловскую школу. Этого поощрения добился только еще один ученик из его класса.
После четвертого в старшие классы попасть было еще труднее, так как там учились не только дети из Павловска, но и из соседних сел и
деревень - Ребрихи, Подстепной, Топчихи. Но уже к этому
времени у Петра была мечта - окончить школу второй ступени и стать полезным на педагогическом поприще. Он считал, что только в ней правда о человеке.
Но не следует думать, что в детстве мальчик Петр был, что называется, очень правильным. В Павловском краеведческом музее есть фонд основателя музея П.В.Копытова. Вот что о своем детстве пишет сам Петр Васильевич:
- Без шалостей и детства нет. Один факт нарушения пионерских правил. Я помню, за что был "предан" суду пионерской чести. Дело было так. Пробрались мы группой в "Народный дом", чтобы посмотреть пьесу с участием Камского и Завалишина (Александр Петрович Камский - руководитель драматического кружка, Ефим Семенович Завалишин - самодеятельный актер в клубе, открытом в 1930 г. в церкви) и были обнаружены во время перерыва отрядным вожатым. Он предложил нам уйти, но мы остались до конца спектакля, где-то до двух ночи (так бывало ни один раз, уж больно я любил смотреть пьесы). Вот за это нас судили пионерским судом по всем правилам судебной процедуры с допросом "обвиняемых" и выступлением "сторон обвинения и защиты". Мне вынесли приговор: "послать вожатым звена в нагорную школу и оправдать себя". Возможно благодаря этому,
попробовав свои силы на поприще воспитания, Петр Васильевич впоследствии станет и учителем, и директором детского дома, и школ, и инспектором районного отдела народного образования, и краеведом.
В 1931 г. он оканчивает Павловскую школу с педагогическим уклоном и думает учиться дальше, но райком комсомола решает по-другому - направляет его учителем в село Сибирка, Кучукского сельсовета. В зеленой рубашке, в хромовых сапогах, с портупей через плечо - таким его увидели ученики Сибирской школы.
Вспоминает А.Яковлев, ветеран войны и труда, бывший учитель:
- Теперь с высоты шестидесятилетнего возраста пришел к выводу: на выбор моей профессии, а посвятил я всю свою жизнь учительству, повлиял Петр Васильевич Копытов...
В 1935 г. Петр Васильевич заочно окончил учительский институт в Барнауле и стал историком. А чуть позже женился на Нине Петровне Дедюхиной. Пошли дети - в 1937 году родилась дочь Галина, в 1939 году - сын Владимир.
В это время Петр Васильевич уже работал в Павловской средней школе. Современники отмечали его особую притягательность к молодежи. Чтобы он ни делал, всегда рядом с ним были подростки и молодежь.
В армию учителей не брали, но в 1939 г. Советское Правительство решило призвать на службу и их. В число призванных попал и отец двоих детей, Копытов. Через несколько недель после призыва на службу красноармеец Копытов оказался в Читинской области. А потом и участником событий на Халхин-Голе.
В 1949 г. П.В.Копытов был приглашен в Москву, где в Кремле ему вручил медаль "За доблестный труд" М.И.Калинин. Этой награде рад был не только сам Петр Васильевич. За него радовались все: и коллеги-учителя, и его ученики.
Несмотря на авторитет у коллег и учеников, несмотря на постоянное самообразование, Петр Васильевич чувствовал, что ему не хватает знаний. В 1948 г. он поступил заочно в Барнаульский пединститут и в 1950 г. его окончил. А в 1966 г. продолжил образование двухгодичного университета рабселькоров при редакции газеты "Алтайская правда".
Изучая воспоминания его коллег и учеников, просто знакомых и тех, для кого его пример стал решающим в выборе профессии, убеждаешься в неординарности этого человека. Где бы только он ни оказался, жизнь начинала бить ключом. Стал директором Павловской школы - завел конный двор. Нужно сказать, что Копытов очень любил лошадей. Учителя и старшеклассники под его руководством заготавливали для них сено, потом его вывозили зимой. Он сам по несколько часов в день возился с лошадьми и помогал конюхам. Часто из-за этого даже опаздывал на уроки. Все это закончилось тем, что райком партии посчитал лишней в школе лошадь и решил одну забрать. Коммунист Копытов не мог не выполнить решение райкома, но как это было! Однажды днем он подъехал на лошади к зданию райкома партии, демонстративно снял с нее сбрую, сам впрягся в нее, лошадь оставил и потащил сам упряжь с телегой к себе в школу. Это, безусловно, была демонстрация. В то время такие вещи не прощались, и однажды ему предложили уйти с поста директора школы
Для Петра Васильевича это был удар, но и здесь он повел себя как настоящий мужчина. Ушел с поста директора, но остался в школе преподавать.
Через год его назначили инспектором школ в районо. А еще через год назначили директором детского дома. Вспоминает В.Фурсов, работавший в 1957 г. в детдоме вместе с Петром Васильевичем: "При ограниченных средствах того времени и слабой материальной базе коллектив детского дома переживал значительные трудности. Учебный год шел к концу. В это время обычно коллектив детского дома свои силы нацеливал на завершение учебного года...
Сам бывший воспитанник детдома Петр Васильевич особенно переживал за детей, оставшихся без родителей. Он обращался с просьбами к работникам детдома, родителям учеников школы приглашать воспитанников к себе домой. Многие к этому относились с пониманием.
Не все у Петра Васильевича удавалось сразу, но он умел убедить, а если было нужно, - умел и заставить. И когда работал директором Дома пионеров, и когда инспектором районо, и директором школы.
Последним местом его работы стала Ремзаводская школа. Отсюда его и проводили в последний путь. А было ему всего 55 лет.
За свою жизнь он создал музей, написал книгу о Павловске, сценарий к фильму "Село мое старинное", отмеченный дипломом II степени на Всероссийском смотре любительских кинофильмов в Москве, и воспитал сотни настоящих людей.
Наверное, чтобы стать настоящим краеведом, нужен и вправду талант. Несомненно, Петр Васильевич им обладал. И остается только поражаться - откуда у бывшего беспризорника, воспитанника детского дома такая тяга к изучению собственного края, Павловской земли! Сразу, сходу на этот вопрос и не ответишь. Нет, не обнаружено пока данных о том, что Копытов учился краеведению у кого-то. Нет фактов и того, что у Петра Васильевича по краеведению были учителя. А вот же, как ни крути, он не просто стал собирателем старины.
В 1963 г., готовясь к 200-летию Павловска, районная газета "Новая жизнь" регулярно публиковала материалы уже тогда известного краеведа, инспектора школ П.В.Копытова. Так в номерах от 7 и 14 апреля этого года появляется его большая статья "Времена далекой старины", где он рассказывает о прошлом Павловска и о жизни его обитателей. Статья изобилует большим количеством фактов и написана живым, доступным для читателей языком.
В этом же году Копытов публикует статью "Больше внимания краеведению". Она обращала внимание на школьное краеведение и перспективы его развития. Но, по сути дела, ее рамки значительно шире.
Петр Васильевич в ней утверждал, что основная сила, которая в состоянии проделать подавляющий объем работ по изучению своего родного села и района - это школа. По его мнению, "эта работа посильна только школьным краеведам, а трудящиеся района помогут им в этом благородном деле".Согласитесь, это его утверждение не потеряло своей актуальности и сегодня. И в наше время только школа в состоянии достаточно качественно заниматься краеведением. Но Копытов предупреждал, что специалисты "... должны помочь школьникам в выборе направлений научно-краеведческой работы". По сути дела, он требовал планирования и координации краеведческой работы в масштабах всего района. И более того, по определенным направлениям в сотрудничестве и "... с Алтайским краевым музеем и Сибирским филиалом академии наук".
"Но не все еще продумано по развертыванию разнообразной и занимательной краеведческой работы в школах. Много интересного и ценного мы пропускаем мимо, не замечая того, что является полезным не только в воспитательных целях, но и в хозяйственном развитии наших сел". Так утверждал в своих работах краевед. В статье "Больше внимания краеведению" он, по сути дела, определил направления, по которым нужно работать краеведам района.
Это изучение водоемов, которые находятся на территории района. По его мнению, в них нужно изучить состав воды, наличие в ней питательных веществ, рыбы, водорослей, насекомых и минеральных веществ. И не просто изучить, но и внести предложения по их использованию. Провести необходимые эксперименты по выращиванию новых пород рыб. Например, он пишет о карасе и гольяне. Гольян уничтожает икру карася. Но карась ценнее, чем гольян. И поэтому следует попытаться избавиться от последнего, чтобы дать возможность росту карася.
Вторая проблема, связанная с озерами, - это сапропель. Сапропель - ил, очень богатый и минеральными, и биологическими веществами. Его можно использовать и как удобрение для полей, и как подкормку для домашних животных. Учитывая то, что в настоящее время нашим селянам не по карману удобрения, роль сапропеля до сих пор актуальна и требует пристального внимания не только от краеведов, но и специалистов.
Важное место в деятельности краеведов должно занимать изучение лесов и их обитателей. П.В.Копытов писал, что "у школьников должен воспитываться широкий кругозор в знании природы. Они должны видеть в красивой сибирской березе не только украшение степных просторов, но и полезность в защите посевов от суховеев, в задержании снегов, знать о ценности ее древесины." По большому счету краевед призывал общество воспитывать хорошо понимающих природу, граждан великой страны. Мы бы сейчас назвали таких людей экологами. В пятидесятые и шестидесятые годы - во времена, когда жил Петр Васильевич, такого термина не было, но суть была схвачена верно. Именно так и не иначе следует относиться к природе, бережно, со знанием дела, любуясь красотой.
Освоение целинных и залежных земель показало, какие богатства хранит наша земля. Но, по мнению Петра Васильевича, существует еще много земель, их еще называют "неудобицами", которые требуют пристального внимания краеведов. При этом он опирается на опыт огородничества павловчан, подчеркивая, что при хорошем хозяине огород дает продукцию и на таких землях. Просто нужно детально разобраться с каждым клочком земли, понять чего не хватает ему, и внести нужные удобрения. А земля отблагодарит за заботу.
Читая конкретные предложения по улучшению окружающей природы, приходишь к выводу, что не прост был Петр Васильевич! Человек с душой романтика и действиями прагматика. С одной стороны заводит духовой оркестр в детском доме, лепит снежные фигуры и считает, что доброта к детям может изменить все к лучшему. С другой стороны, пытается сделать так, чтобы родная земля не в ущерб себе смогла накормить людей. И это все одновременно уживалось в одном человеке.
Но краеведение - это не только изучение природы. Хотя это очень важное направление, но оно "... не должно отрываться от изучения общественного развития отдельных сел и района в целом." Нужно помнить, что в каждом селе проходили процессы, связанные со всеми сторонами общественной жизни. Там живут интересные люди: партизаны, первоцелинники, мастера машинного доения и земледелия, чем-то хорошим себя прославившие земляки. О них необходимо помнить и о них следует собирать материалы.
В связи с тем, что в 1964 г. Павловскому району исполнится 40 лет, нужно закончить сбор материалов по партизанскому движению во время гражданской войны. Собрать и обобщить. Так наставлял краеведов района Петр Васильевич. И далее он расписывает, что конкретно нужно сделать в 1963-64 г. в каждой школе. При этом он утверждал, что "у всех (имеются в виду партизаны, создатели первых коммун и колхозов, передовики и так далее – авт.) у них большая жизнь, много впечатлений, много воспоминаний о прошлом. Это очень важно в накоплении традиций поколений и в воспитании на этих традициях нового человека".
Не следует думать, что Копытов только давал наставления и рассказывал, как нужно заниматься краеведением. Он сам постоянно собирал материалы о Павловске, его жителях, о партизанах и героях Великой Отечественной войны.
Когда готовилось празднование 200-летия Павловска, Петр Васильевич подготовил рукопись по его истории. Книга была выпущена Алтайским книжным издательством.
В этой брошюре краевед писал, "что Сафон Тагильцев стал первооткрывателем места под новый завод". Это утверждение считают верным и В.И. Казанцев в своей работе "Выбор места под строительство Павловского завода" Гуляевские чтения. Барнаул.1998, стр.216), и Т.М. Степанская - "Архитектура и искусство XVII-начала XX- веков" (История Алтая. ч.1. Барнаул. 1995. с.447), и другие историки и краеведы.
В 1968 г. в Барнауле в том же издательстве выходит в свет книга о героях, наших земляках, участниках Великой Отечественной войны. В ее написании Петр Васильевич принял самое живейшее участие.
В создании этой книги активное участие принял и Георгий Егоров, автор знаменитого романа "Солона ты, земля". Петр Васильевич лично был с ним знаком и существует версия, что он делился с ним своей информацией о партизанах Павловска, о гражданской войне.
Чуть раньше, в 1966 г. вышла книга "О чем рассказывают звезды". Она также была посвящена героям Великой Отечественной войны. Всего вышло три выпуска. И в этих сборниках публикуются рассказы Копытова: "Один из первых на Алтае", "Мужество", «Ценой жизни", "Вдохновляющий пример", «Пальцы прикипели", «Славный путь", «Вылет за вылетом". В 1967г. в сборнике "Этих дней не смолкнет слава" и в двухтомнике 1968 г. "Боевая слава Алтая".
Но он не только писал сам. Пожогин Влас Петрович решил написать книгу воспоминаний о партизанском движении на Алтае, в котором воевал командиром роты в знаменитом полке "Красные орлы" под командованием Федора Колядо. Копытов оказал ему всяческое содействие и помог ее обработать литературно. В наше время его назвали бы соавтором.
... Краеведение - это общее дело. "Многообразие ее видов дает широкое поле деятельности каждому ...",- так считал Петр Васильевич. Особенно на данном поприще могут преуспеть педагоги, так как от биолога и до историка им достаточно интересной работы. Мир краеведения такой большой, что в нем хватит места каждому. И если каждый педагог со всею серьезностью возьмется за это дело, "мы сумеем создать богатый краеведческий музей в районе".
"Только со второй половины 50-х - начала 60-х годов начинается массовое возрождение интереса к прошлому родного края...
В новых исторических условиях, как и в 20-ые годы, возрождение историко-краеведческого движения связано в первую очередь с
деятельностью государственных музеев. Общественные, или, как их тогда называли, народные музеи были единичны. В Сибири были известны сельские музеи Родинского, Ребрихинского и Павловского районов Алтайского края..."
Точных данных, когда у Петра Васильевича Копытова появилась идея создать краеведческий музей в районе, нет. Уж больно он был скрытным человеком. Никто не может сказать, кто был его другом, чтобы он в беседах с ним полностью обнажал свою душу. Может быть, о своих страданиях и мечтах он рассказывал лошадям, которых просто обожал? Может быть. Как теперь узнать. Правда, не следует забывать, в какое время ему пришлось жить. Но, скорее всего, эта идея поселилась в его голове в конце пятидесятых годов.
А начинался он так.
В 1963 г. Павловск стал готовиться к своему 200-летию. Нельзя сказать, что власти не проводили работы по подготовке к юбилею, но все же в их планах не было пункта о создании музея. Село украшалось. На въезде в него построили красивую арку, разбили новый сквер и на многие здания установили мемориальные доски. Но о музее как-то никто не думал, кроме Копытова. По сути дела он его уже создал в Павловской средней школе. Готовы были и материалы и стенды, развернуты три экспозии: по истории Павловска, сереброплавильному заводу и гражданской войне. Необходимо было одно - найти подходящее здание.
Под "Музей трудовой и боевой славы"- так тогда назывался музей истории района, - власти отдали только что построенное здание животноводов. Можно только предположить, что в 1969 году и район и Алтайский край готовились отметить 50-ю годовщину победы над адмиралом Колчаком. Вот что вспоминает первая заведующая музея А.К. Фартышева:
- В октябре 1969 г. мне в райкоме сказали, что поручают создать музей ко дню изгнания Колчака из Сибири, то есть к декабрю. Музей решили разместить во вновь построенном Доме животноводов. Когда я туда пришла, там были только голые стены и две картины местного художника Л.С. Рыбальченко "Рудовозы" и "Деревня Урывная". Музей в Доме животноводов настоял сделать П.В. Копытов. Часть экспонатов перенесли из Павловской средней школы, где уже тогда существовали стенды, посвященные героям-партизанам.
Крайком КПСС ходатайствавал о допуске Копытова в архивы Томска. Такой допуск он получил и выезжал для работы туда в архив. По предложению Петра Васильевича, я два раза выезжала в Камень-на-Оби, где знакомилась с работой музея. До самой болезни он каждый день приходил в музей помогать. Мы с ним часами обсуждали, какой должен быть музей. А когда он слег на больничную койку, то постоянно звонил и спрашивал, как у нас идут дела.
Вот что вспоминала Г.В.Смирнова в то время, работавшая в районной библиотеки: "Обратился с просьбой помочь ко мне и райком партии. Оформляли вместе с Копытовым день и ночь без оплаты. Петр Васильевич был доволен".
Да, Копытов был доволен. Его родное краеведение с музеем обрело новые очертания. Теперь можно было решать еще более серьезные задачи. Есть центр, где можно сосредоточить все наработки.
В 1969 г. создателя музея не стало. Люди по достоинству оценили его труд.
В 1973 г. первый секретарь райкома партии И.М. Бережняк, будучи по делам в Москве договорился с каким-то фондом о картинах. И вскоре в адрес Павловского района пришел их целый вагон. Их следовало срочно разместить. Райком партии принял решение
в здании музея разместить картинную галерею. Так появилась первая картинная галерея в сельских районах Алтая. Музей был перенесен в Павловскую среднюю школу.
Но жизнь не стоит на месте. Музей району был просто необходим. Об этом писала местная газета, об этом говорила интеллигенция и более того, о нем говорили и в райкоме партии. В 1986 году секретари райкома партии Владимир Федорович Драсков и Валентина Ивановна Антонович решили:
- Музею в районе быть!
Стали искать под него здание и пришли к выводу, что лучшего помещения, чем дом секретарей с усадьбой не найти. И опять работа шла день и ночь. 27 февраля 1987 г. состоялось второе рождение музея.
Пётр Васильевич Копытов в музее. У партизанской пушки экскурсию для посетителей проводит Вельдяйкин. 1969 год.
Книга «Краевед. Учитель. Патриот. Очерки Копытова Петра Васильевича. Воспоминания о Копытове». Книга вышла в 2010 году в год 85-летия Павловского района, год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, в год Учителя.
Авторы проекта: дочь Петра Васильевича Галина Петровна и Владимир Кузьмич Косарецкие.
Сколько звёзд в небесах,
Столько душ человеческих светят –
Так у нас на Руси говорят
Иногда старики.
Не завидую тем, кто звезду не заметит,
Для кого небеса высотой,
Как в избе потолки.
Вон, сорвавшись, звезда
Догорела над крышей сарая.
Через душу прошла
Её трасы огнистая нить.
Я сочувствую тем, кто навек
Со звездой умирает.
Славлю тех, кто, уйдя,
Продолжает живущим светить!
В.К. Косарецкий